?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Официальный сайт Previous Previous Next Next
artishevcom
artishevcom
artishevcom
Стив Бланк: Когда инвесторы дают деньги, подумайте – стоит ли брать?

Стив Бланк – предприниматель, гуру стартаперского движения, популярный лектор, автор бестселлеров «Стартап. Настольная книга основателя» и «Четыре шага к озарению».

Для многих предпринимателей привлечение финансирования стало главной целью – вместо того, чтобы строить устойчивый бизнес. Это большая ошибка. Когда берешь деньги у инвесторов, их бизнес-модель становится твоей.

Один из моих бывших студентов приехал рассказать о делах в своем стартапе. Когда я спросил: «Над чем вы работаете?», первое, что он сказал – это поведал, как идут дела с привлечением денег. Эх… Ведь я должен был услышать о поиске бизнес-модели, об успехах в подгонке продукта к рынку. Но в 90% случаев я первым делом слышу об успехах в привлечении инвесторов. И меня это совсем не радует.

Предпринимателям следует задумываться: 1) когда привлекать деньги; 2) зачем привлекать деньги; 3) у кого брать деньги; 4) о последствиях привлечения денег.

И все начинается с понимания, что такое стартап. Напомню, стартап – это временная организация, созданная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели.

• Временная организация: цель стартапа – не в том, чтобы оставаться стартапом всю жизнь. Цель – найти новый масштаб. (А если масштаб – не ваша цель, то вам не стоит привлекать деньги венчурных инвесторов, вам лучше взять кредит в банке или из бюджетных средств.)

• Поиск: хотя вы уверены, что ваша идея – самая блестящая из всех когда-либо придуманных, возможно, вы ошибаетесь. Если вы с самого начала привлечете миллионы долларов, простое исполнение вашей идеи будет означать, что вы потратите все эти деньги на попытку масштабировать плохую идею.

• Повторяемость: стартапы могут получать заказы благодаря личным отношениям членов совета директоров или благодаря героическим единоличным усилиям CEO. Все это здорово, но эти методы не сможет повторить служба продаж. Что нужно искать – так это не разовые попадания, но повторяемая схема, которую может воспроизводить служба продаж с помощью каталога или с помощью привлечения посетителей на сайт.

• Масштабируемость: задача – найти не одного клиента, а много клиентов, причем так, чтобы каждый добавлял вам прибыль и выручку. Вот механизм проверки: если вы наймете еще одного менеджера по продажам или потратите больше денег на маркетинг, покроет ли рост продаж эти издержки и даст ли дополнительную прибыль?

• Бизнес-модель: она отвечает на основные вопросы о вашем бизнесе. Кто ваши клиенты? Какие проблемы они хотят решить? Решает ли продукт/услуга проблему клиентов? Как привлекать, сохранять и наращивать клиентскую базу? Какова модель получения дохода и тактика ценообразования? Кто ваши партнеры? Какие ресурсы и какая деятельность нужны, чтобы этот бизнес случился? И какова его цена?

Читать запись полностью »

Tags:

Leave a comment